Сплав по Северной Шуе. Часть первая

Все про сплавы, походы.

Сплав по Северной Шуе. Часть первая

Сообщение Garik-SPB » 28 июн 2010, 13:38

«СЕВЕРНАЯ ШУЯ. ХОЖДЕНИЕ ЗА ДВА РАЗА»




Люди сосланы делами
Люди едут за деньгами.
Убегают от обиды, от тоски…
А я еду, а я еду за мечтами,
За туманом и за запахом тайги.

Юрий Кукин



Река Северная Шуя вытекает из озера Шуезеро (лист 44) на уровне 104 м. Подъехать к озеру (до поселка Лехта) можно из поселка Пушной на Мурманском шоссе или станции Сосновец Мурманской ветки. Впадает Северная Шуя В Шуерецкую губу Белого моря.

Изображение
Изображение
Изображение

Северная Шуя - небольшая и недлинная речка, поэтому оптимальное время для сплава по ней - первая половина июня, когда питающие ее болота еще не успели отдать всю воду весеннего паводка. Однако в дождливые, многоводные годы она проходима в течение всего лета.

Вероятно, именно из-за небольшой протяженности она сильно отличается от остальных карельских рек, таких, как расположенные рядом с ней Охта, Кемь или Тунгуда. Не петляя по озерам и болотам, она почти сразу же начинает падать с восточного склона Тунгудской возвышенности с достаточно большим уклоном. В то же время она не успевает набрать большое количество воды, и поэтому не разработала свое русло так сильно, как, например, Нижняя Охта, и не свела все свое падение к нескольким локальным порогам. Основная часть препятствий Шуи - многочисленные протяженные шиверы 2 и 2+ к.с., замечательные не столько своей сложностью, сколько количеством.


Туристская водная энциклопедия.
Водные маршруты
Республика Карелия.


Часть первая.
Год 2007.



Вся эта эпопея началась задолго до начала июня 2007 года.Лет эдак 20 назад.Некоторые из ребят были на этой реке ещё с моим отцом.Году в 2002 или 2003 и я там побывал.И вот к обоюдному согласию решили пройти эту чудесную реку ещё раз.Некоторые побывают там впервые.Река и вправду очень интересна.Количество препятствий на общий километраж таково,что вряд-ли ещё найдётся где то на северо-западе.Общее их количество 63. От небольших перекатов и шивер до мощных порогов 4 и 5 категории.
Ну вот и собрались.

Плот ПСН-10:
Дима-кэп
Вадя
Юра
Олег
Изображение

Лодка ЛАС-3:
Два Игоря
Изображение

Лодка Турист-3:
Толик-адмирал
Владик
Изображение

Итак,1 июня 2007 года,в районе 17.20, от Ладожского вокзала Санкт Петербурга отошёл
Мурманский поезд.Под равномерный стук колёс и зычные крики дорожной буфетчицы с тележкой - «Пиво,лимонад,сухарики,чипсы!»,в 14 вагоне плацкарты,помимо обычных пассажиров, ехали восемь не совсем обычных.
Видно было,что эти люди едут отдыхать.Но,в то время,когда весь нормальный народ направлялся на юг,эти люди держали путь почему то на север…
Помимо всего прочего они(о Боже!),пили водку,закусывали пирожками из огромной шляпной коробки,очень громко разговаривали и играли в преферанс.
Багажа у этих восьмерых было больше чем у всех остальных пассажиров вагона вместе взятых.
Да-да-да!!!Это были мы,туристы!И где ж понять рядовому обывателю,что никакие пляжи и тёплые моря не смогут заменить нам костра,палаток,комарья и речки,убегающей за поворот,за которым….
Ну,впрочем,обо всём по порядку!
Беломорск.Утро.Выплёвываемся на платформу.Очень тепло,и по разговорам уже давно.Это настораживает.Значит комарьё,значит вода уже на убыль.Всё это не очень радует.
Находим машину для заброски на реку.Все мы лезем внутрь,а багаж укладывается в прицеп.Докупаем необходимое в магазине и трогаемся.Сначала по мурманской трассе.Затем надо сьехать на лесную дорогу.Она не очень…потом совсем не очень…ближе к цели совсем кака…Водитель как может,обьезжает валуны и выбоины на дороге.Вдруг сильный толчок,встали…водила вышел,почесал затылок…
-Всё ребята,приехали,мать-перемать!
Смотрим на оторванный кардан,или не помню уже чего.До реки километра 2-2 с половиной.Водила звонит по мобильному(хорошо связь немного пробивается).Вроде обещают за ним приехать,вытащить.Но не скоро,ближе к вечеру.А нам то что делать?
Арендуем у водилы прицеп,впрягаемся в него и тащим свои шмотки к месту стапеля.

Изображение
Изображение
Изображение
ИзображениеИзображение

С грехом пополам доволакиваем до реки,затем двое самых молодых(это мы,Игори),возвращаются чтобы вернуть прицеп.Как то всё не очень хорошо начинается.
Готовим суда к отплытию,обедаем и отваливаем.Комаров действительно полно.
Изображение
ИзображениеИзображение
Изображение

Наша задача сегодня пройти равнинный и малоинтересный участок реки,выйти в Кипозеро,где на нашей памяти,прямо напротив впадения реки в озеро,есть прекрасная полянка,избушка охотников и все прелести бивачного существования.Есть даже женщина…деревянная…
Изображение

До этого места со стоянками туго,это мы помним.Берега низкие и заболоченные,встать практически негде.Но хватит ли сил?Переход немаленький,а мы уже потеряли уйму времени,да и сил,разумеется тоже…
Идём по извилистому руслу без остановок.Плот нагружен по самое некуда,но течка вроде есть.Продвигаемся.Закончились болотины.Берега немного повыше.Какая то часть команды предлагает искать стоянку и не стремиться во что бы то ни стало выйти сегодня в озеро.Но адмирал гонит всех вперёд,не обращая внимания на стонущих.А люди устали уже реально.Возраст то не юношеский.Мы с Игорёхой,самые молодые,и то чувствуем усталость.К тому же к вечеру сильно похолодало.Но,стиснув зубы,идём вперёд.Вот,наконец,река становится шире,разливается в озеро.Последний рывок воооон к тому мыску на противоположной стороне.Без сил,озябшие,злые вываливаемся на берег.Адмирал имеет не очень приятный разговор с некоторыми членами команды.Как могу-защищаю его,аргументируя это тем,что нормальных стоянок всё равно не видели,зато дошли до места,где действительно можно нормально отдохнуть и выспаться.Страсти затихают за сытным ужином,после которого все как один засыпают мертвецким сном в своих палатках.
Вышли хорошенько отдохнув.Погода сказочная.Ловлю прямо с лодки,на ходу.Попадается некрупный щупачок.
Изображение
Изображение

Миновали озёрную часть,вошли в реку.При прохождении многочисленных верховых шивер заметили что воды в реке значительно меньше в сравнении с нашим посещением этих мест несколько лет назад.Шиверы превратились в настоящие шкуродёры.
Изображение

То и дело приходится выходить из лодок и сталкивать их с камней.
ИзображениеИзображение
Изображение

А что говорить о плоте,который продирается по камням с превеликим трудом! Команда плота большую часть маршрута вынуждена идти по камням и тащить его.
А он уже,между прочим,не первой свежести,как та осетрина…
ИзображениеИзображение

Единственный более менее стоящий порог в этой части реки «Бутылочное горло», и тот оказался перегорожен посреди здоровенной каменной плитой.Воды настолько меньше,что все бывавшие здесь обратили внимание на то,что этой плиты раньше не видели.
Изображение

Плот проскрябывается днищем по этой плите и в кокпите переднего отсека появляется вода.
Причаливаем к правому берегу шиверы,чуть ниже островка,делящего реку на два рукава.Именно здесь стояли несколько лет назад.
ИзображениеИзображениеИзображениеИзображение

Пол пробит в двух местах,причём основательно.Встаём на ночёвку.Надо зализать раны.
После ужина и рано утром ловлю рыбу в заводях шиверы.
ИзображениеИзображение

Выходим,проведя ремонтные работы.А шиверы становятся всё жёще.Команда плота прёт его чуть ли ни на себе,а хорошие,мощные пороги далеко впереди,но дойдём ли?
Изображение
ИзображениеИзображение

Снова вода в плоту.Огромная дыра прямо посередине.Резина не выдерживает критических нагрузок.Днище переднего отсека уже похоже на решето.Лохмотья резины беспомощно свисают клочьями.Весь багаж кладётся в задний отсек,вся четверка плотогонов в передний.Ноги в воде.На одном из переходов Дима просто напросто проваливается через днище плота,увеличивая и без того немаленькую дырень.Голова торчит снаружи,ноги идут по дну.Так ещё никто не пробовал передвигаться?
Здесь всем становится ясно что плоту приходит конец…
Походу,по видимому,тоже…
Встаём.Завтра будем отдыхать и думать что делать дальше.
Утро ясное,погода просто прелесть.Сегодня баня,балдёж и пьянка.
Бани,как правило на реках посещаемых туристами,есть на хороших высоких стоянках.Осталось сделать только каркас,протопить хорошенько и накрыть плёнкой,обмотав стены стрейчем.
ИзображениеИзображение

Пока топится-можно и пульку расписать.А что там у Толика справа?Семерная корячится?Ну давай-давай…ща мы тебя с Владькой притормозим немножко…
Изображение

Паримся,окунаясь в холодную чистую воду.После бани застолье с возлияниями и
шашлыком.
ИзображениеИзображениеИзображение

Ночи тёплые и влажные.Комарья уже хватает.После возлияний необходимо из последних сил доползти до палатки и уснуть в ней.Иначе наутро тебя вряд ли кто узнает

Изображение

Надо двигаться дальше.Осмотрев ещё раз наш многострадальный плот,совещаемся и делаем вывод что надо сниматься с маршрута.На наше счастье мы еще не пересекли трассу Питер-Мурманск.Принимаем решение потихоньку продвигаться на аварийном плоту до моста,там антистапель и конец походу.Вырезаем ножом всё днище отсека.

Изображение

Вещи складываем в уцелевший.Догружаем две лодки,насколько это возможно.На шиверах плот проводится,на порогах обносится,на плёсе идёт на вёслах.
ИзображениеИзображениеИзображение
Изображение

Порог «Чайник» проходят только две лодки
Изображение
Изображение
Изображение

Потом переносим вещи и плот.

Изображение
Изображение

Потихоньку доползаем до одного из красивейших на реке порогов ,порога «Белая лошадь».

ИзображениеИзображение

Это миниатюрный каньончик длиной около 200 м, в котором, однако, есть все, что должно быть в типичном саянском каньоне: входной порог со сливом высотой около 0,8 м, скальные стенки высотой до 2-3 м, крутые повороты с прижимами. Хотя все это выглядит игрушечным, из-за небольших размеров требуется весьма точно управлять лодкой, чтобы вписать ее в требуемую линию движения. Входной слив перегорожен крупным камнем, который по малой воде и делает его непроходимым. Однако в начале июня воды вполне достаточно, чтобы обойти этот камень справа или слева.
За порогом плёс 1,5 км и финиш…то есть мост.
Обносим вещи.Фотографируемся на память.
ИзображениеИзображение

Мы с Игорем решаем пройти порог.В целях обеспечения кино и фотодокументами,прорабатываем тактику прохождения в два этапа.
Первый этап:
Входим в порог,прыгаем с первого слива,постепенно отрабатывая от левого прижима.
Метров через 50 узкое русло резко изгибается вправо,образуя ещё один слив,и бьёт в скалу правого берега.Прямо перед этим сливом небольшой затишок с хорошим камнем ближе к левому берегу.Туда и ныряем,загнав нос на камни и упёршись вёслами в грунт.Стоим,ждём.Кино и фотооператоры этим временем меняют точки и передвигаются ниже нас,за поворот.Теперь будет видно прохождение практически всего порога,а не только первой его части.
Изображение
ИзображениеИзображениеИзображениеИзображение

Далее этап второй:
Дожидаемся команды,отталкиваемся от камней,левый разворот на 180 градусов,и сразу в пену второй ступени.Теперь быстро отбиться от скалы справа,разворот ещё на 90 градусов влево,и выход на финишную прямую.Дальше шиверка со стоячкой выносит нас к плёсу.Всё просто идеально,как и задумывалось.
ИзображениеИзображениеИзображение

Возвращаемся к началу порога,где у нас остался плот.Решаем спустить его по порогу самосплавом.На одном из прижимов его бросает на камень,где он и заканчивает своё существование.Стоим и молча смотрим как из него выходит воздух,как угасает его жизнь.Смотреть на это просто невыносимо,молча уходим,не глядя в глаза друг другу.Такое чувство,что кого то предал…
Изображение

Полтора км по заболоченному кустарнику идти неразумно и мы просто нагружаем под завязку обе лодки.Доходим до моста.
Разгружаемся,садимся с Толиком в одну лодку вдвоём,взяв вторую на буксир.Возвращаемся. В два этапа переправляем оставшихся ребят и всё шмутьё к мосту.
Изображение
Изображение
Изображение

Да…недаром говорится что как начнётся ,так и продолжится…Как потеряли кардан на подъезде к реке,так же бесславно и закончили.Настроение неважное.Самые красоты все впереди.Мы не дошли до них.
Собираем шмотки и лодки,выходим на трассу голосовать.За 2 часа никто не остановился.
Изображение

Я стою на мосту и с тоской смотрю на реку,вниз по течению,туда где она,скрывшись за поворотом,вскоре обрушится мощным порогом «Слива».А после будет красивый «Банзай»,с глубокими кавернами в скале под правым,высоким берегом и с выступающим оромным камнем справа на самом выходе,на которую несколько лет назад плот швырнуло так,что он почти пополам сложился,но ничего,выдержал…Ну а дальше мой любимый «Сосновый»,короткий,мощный,в несколько ступеней,с общим перепадом около 4 метров,с великолепной стоянкой по правому берегу и обязательной щукой под ним.Да много там что ещё будет,но мы не дошли…
Я вернусь,я обязательно вернусь!-То-ли реке обещаю,то-ли себя успокаиваю.А река ведь-она живая.Она всё слышит и всё понимает.
-Давай-давай-говорит…-жду-жду…-журчит по камушкам…
Где то в глубине мозга уже зреет некая мысль,но я пока её не озвучиваю.Я озвучу её позже,намного позже.И мысль эта будет подхвачена,к моей великой радости,и воплощена в действие.Но не сейчас…
Толик уходит по шоссе немного в гору,ловит там связь(слава Богу!),и вызванивает того водилу,который нас вёз на реку.Часа через 3 тот подьезжает,забирает нас и увозит в Беломорск.
Изображение

В Беломорске,в зале ожидания видим группу молодых ребят.Туристы.Подходим поинтересоваться.По русски почти не бум-бум.При помощи жестов и международного матерного выясняем что они чехи.Идут двумя группами параллельно.Они шли на катах по Коже,ждут вторую группу,которая шла я уже не помню где.
Изображение

До поезда ещё долго,вытаскиваем закусь и балду.Зовём чехов.Они угощают нас сливовицей и какой то острой колбасой.Мы их -спиртом и салом.Все довольны.По мере употребления запасов горючего,стираются языковые барьеры.Чехи несут гитару.Просят что нибудь русского.Беру гитару и пою им песни армяно-грузина Окуджавы и еврея Розенбаума.
Мотив некоторых песен им знаком и они подпевают «Ла-ла-ла!Ла-ла-ла».
Подтягивается вторая чешская группа.Продолжаем концерт и балдёж.Чехи окружают нас плотным кольцом и уже почти по русски поют с нами Высоцкого и Визбора.

ИзображениеИзображениеИзображение

Приходит мент и кладёт конец налаживанию тёплых дружеских отношений с чешскими братьями.Типа пить не положено.Учим опьяневших наших, уже вконец обрусевших чехов,как надо бухать втихаря,из под локтя.Хорошее и полезное всегда усваивается быстро,да и ученики способные.
Подходит наш поезд.Тепло прощаемся с братьями-славянами,которые зовут нас в гости,суют бумажку с адресами и телефонами.Кстати!А где она?Никто не помнит…Эх! Накрылся сплав по Влтаве!
Садимся в вагон изрядно пьяные и прокопченные…
Тогда ещё никто не думал о том что пройдёт всего лишь пара лет,и мы вновь окажемся на этой станции,а потом и на мосту,на котором мы закончили этот поход. Окажемся только лишь для того,чтобы продолжить его…спустя два года.
…Я знал это,но никому не говорил.Пока рано…позже скажу…


1.06-7.06.2007

Санкт-Перербург - Беломорск - Санкт-Петербург.


Продолжение следует...
Аватара пользователя
Garik-SPB
 
Сообщения: 1998
Зарегистрирован: 30 апр 2010, 19:56
Откуда: Ковдор-Питер-Мурманск
Имя: Игорь

Объявления

Re: Сплав по Северной Шуе. Часть первая

Сообщение Сергей Е » 29 июн 2010, 00:11

Начало интригующее :-ok-: .Ждем продолжения :pisa_tel:
Аватара пользователя
Сергей Е
 
Сообщения: 42
Зарегистрирован: 04 май 2010, 21:13
Имя: Сергей

Re: Сплав по Северной Шуе. Часть первая

Сообщение SHIMAN » 29 июн 2010, 10:23

Как всегда...БРАВО!!!!!! :co_ol: :co_ol: :co_ol:
Аватара пользователя
SHIMAN
 
Сообщения: 115
Зарегистрирован: 04 мар 2010, 22:05
Откуда: г. Мурманск
Имя: Сергей
skype: sergey4249

Re: Сплав по Северной Шуе. Часть первая

Сообщение Garik-SPB » 29 июн 2010, 16:02

CСыпасииба :-):
Вторая часть будет выложена послезавтра.Подготавливаю пока :pisa_tel:
Аватара пользователя
Garik-SPB
 
Сообщения: 1998
Зарегистрирован: 30 апр 2010, 19:56
Откуда: Ковдор-Питер-Мурманск
Имя: Игорь

Re: Сплав по Северной Шуе. Часть первая

Сообщение Garik-SPB » 01 июл 2010, 16:21

Продолжение здесь:
viewtopic.php?f=75&t=511
Аватара пользователя
Garik-SPB
 
Сообщения: 1998
Зарегистрирован: 30 апр 2010, 19:56
Откуда: Ковдор-Питер-Мурманск
Имя: Игорь


Вернуться в Водные походы.

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1

  • Объявления