История ЯНАО

История ЯНАО

Сообщение LEON HUNTER » 05 авг 2011, 08:45

Из истории стройки №501 - №503
Строительство железной дороги вдоль Северного полярного круга Салехард - Игарка, известной также как "мертвая дорога", можно считать одним из самых грандиозных проектов ГУЛАГа.
22 апреля 1947 Совет Министров в Секретном постановлении за №1255-331-сс принял решение приступить о строительстве крупного морского порта в Обской губе в районе Мыса Каменный и железной дороги от ст. Чум (южнее Воркуты) до порта. Необходимость строительства железной дороги была вызвана двумя причинами: экономической - освоение северных территории, богатых полезными ископаемыми и военно-стратегической - защита Арктического побережья. Идея строительства принадлежит самому Сталину: "Надо браться за Север, с Севера Сибирь ничем не прикрыта, а политическая ситуация очень опасная". Строительство было поручено вести Главному управлению лагерного железнодорожного строительства (ГУЛЖДС), входившего в систему ГУЛАГа. Основной рабочей силой были заключенные и ссыльные. Вольнонаемные составляли незначительное число и занимали в основном руководящие должности.
К концу 1948 г. была построена ветка Чум - Лабытнанги (поселок в устье Оби) протяженностью 196 км. К этому же времени выяснилось, что в районе мыса Каменного сооружение морского порта невозможно из-за гидрогеологических особенностей. Однако от идеи создания заполярного порта на трассе Севморпути не отказались. Было предложено перенести порт в район Игарки (север Красноярского края), для чего требовалось продолжить линию Чум - Лабытнанги на восток. Были созданы два управления строительства: №501 с центром в Салехарде и №503 в Игарке (управления имели номера, поскольку строительство было засекреченным). Строительство железной дороги велось навстречу друг другу.
По архивным источникам приблизительное количество заключенных на всей трассе Салехард - Игарка колебалось от 80 до 100 тысяч.
Несмотря на суровые природные условия: морозы под 50 градусов, болота, бездорожье, гнус, дорога возводилась быстрыми темпами. К началу 1953 г. было построено около 800 км из запроектированных 1482 км. На западном отрезке полностью была построена ветка Чум - Салехард. От Салехарда до Надыма было открыто рабочее движение. На центральном участке - от р.Большая Хетта до р.Пур было уложено 150 км земляного полотна. На восточном участке - от Ермаково до Янова Стана на р.Турухан - было открыто рабочее движение. На реках Обь и Енисей действовала паромно-ледовая переправа. Оставался недостроенным центральный участок стройки - между Пуром и Тазом. В 1953 г. вскоре после смерти Сталина, правительством было принято решение о консервации стройки и последующей ее ликвидации.
В отличие от других "великих строек коммунизма" Северная железная дорога оказалось мертвой дорогой. На строительство было затрачено несколько миллиардов рублей. На ее ликвидацию только в 1953 г. было потрачено 78 млн. р. (по ценам того времени). Но огромное количество материальных ценностей так и не удалось вывезти (из-за удаленности от населенных пунктов и отсутствия транспорта). Многое из оборудования, мебели, одежды уничтожалось на глазах жителей ж.-д.поселков. Остались брошенные паровозы, опустевшие бараки, километры колючей проволоки и тысячи погибших заключенных-строителей, цена жизни которых не поддается никакой бухгалтерии.
В 1990 г. Институт Ленгипротранса дал заключение, что "в обозримом будущем (до 2005 г.) ее восстановление не представляется целесообразным".
Сейчас ж.-д. трасса Салехард - Игарка подобна зоне из кинофильма А.Тарковского "Сталкер": вечная мерзлота искорежила рельсы, вздыбила мосты, размыла насыпи, разрушила бараки, опрокинула паровозы. Но и в таком состоянии дорога еще сильнее притягивает к себе внимание.
Аватара пользователя
LEON HUNTER
 
Сообщения: 1191
Зарегистрирован: 13 ноя 2010, 18:28
Откуда: ЯНАО
Имя: Леонид Владимирович
Техника: Yamaha VK 540E,ВАЗ 2131,Volga Siber

Объявления

Re: История ЯНАО

Сообщение LEON HUNTER » 05 авг 2011, 08:52

Памятники моей земли
Вложения
mangazeya_2007_2_1.jpg
mangazeya_2007_2_1.jpg (103.63 Кб) Просмотров: 9137
3def97e2e807e3168a0a4bae760.jpg
3def97e2e807e3168a0a4bae760.jpg (66.41 Кб) Просмотров: 9137
6cefb7920fd7f67585d7e2e5119_prev.jpg
6cefb7920fd7f67585d7e2e5119_prev.jpg (31.95 Кб) Просмотров: 9137
501_most_pesok_kostenko.jpg
Аватара пользователя
LEON HUNTER
 
Сообщения: 1191
Зарегистрирован: 13 ноя 2010, 18:28
Откуда: ЯНАО
Имя: Леонид Владимирович
Техника: Yamaha VK 540E,ВАЗ 2131,Volga Siber

Re: История ЯНАО

Сообщение LEON HUNTER » 05 авг 2011, 08:58

Фото
Вложения
3741.jpg
3741.jpg (74.11 Кб) Просмотров: 9136
9237ff02b25232ff6fdf61d34c6_prev.jpg
9237ff02b25232ff6fdf61d34c6_prev.jpg (53.59 Кб) Просмотров: 9136
mangazeya_2007_2_6.jpg
mangazeya_2007_2_6.jpg (51.89 Кб) Просмотров: 9136
mangazeya_2007_2_37.jpg
mangazeya_2007_2_37.jpg (109.31 Кб) Просмотров: 9136
ea7297dc862c51b1fd8b7b87b25_prev.jpg
ea7297dc862c51b1fd8b7b87b25_prev.jpg (57.57 Кб) Просмотров: 9136
Аватара пользователя
LEON HUNTER
 
Сообщения: 1191
Зарегистрирован: 13 ноя 2010, 18:28
Откуда: ЯНАО
Имя: Леонид Владимирович
Техника: Yamaha VK 540E,ВАЗ 2131,Volga Siber

Re: История ЯНАО

Сообщение Джонсон » 05 авг 2011, 08:59

Жутко! :sh_ok: Но зато рай для металлистов!!! :-) :-) :-)
Аватара пользователя
Джонсон
 
Сообщения: 487
Зарегистрирован: 21 янв 2011, 10:08
Откуда: Вологда
Имя: Евгений
Техника: Yamaha VK 540 III

Re: История ЯНАО

Сообщение LEON HUNTER » 05 авг 2011, 14:06

фото
Вложения
жд в тундре_thumb.jpg
лагерь2.jpg
501_vishka_kostenko_thumb.jpg
лагерь_thumb.jpg
Аватара пользователя
LEON HUNTER
 
Сообщения: 1191
Зарегистрирован: 13 ноя 2010, 18:28
Откуда: ЯНАО
Имя: Леонид Владимирович
Техника: Yamaha VK 540E,ВАЗ 2131,Volga Siber

Re: История ЯНАО

Сообщение LEON HUNTER » 05 авг 2011, 14:19

Если интересно...
Вложения
11769de1771e2609c1f4059972d_prev_thumb.jpg
mangazeya_2007_2_7_thumb.jpg
паровоз 2_thumb.jpg
депо Долгое.jpg
Аватара пользователя
LEON HUNTER
 
Сообщения: 1191
Зарегистрирован: 13 ноя 2010, 18:28
Откуда: ЯНАО
Имя: Леонид Владимирович
Техника: Yamaha VK 540E,ВАЗ 2131,Volga Siber

История ЯНАО

Сообщение Mishel1 » 05 авг 2011, 22:59

Ну надо же....Какой кошмар!!!!! Целые паровозы остались.... :du_ma_et: У нас бы давно все растащили...Но видно доставка превышает сумму возможной выручки.... Спасибо, Леня за интересные фотки.....Я и не знал про этот недостроенный путь..... :co_ol:

Вот пацанам-то полазить по этим паровозикам, да и по баракам!!!!!!! :ya_hoo_oo:
Mishel1
 
Сообщения: 7112
Зарегистрирован: 04 ноя 2010, 13:09
Откуда: Земля Кольская
Имя: Михаил

Re: История ЯНАО

Сообщение Бонч » 07 авг 2011, 13:53

без комментариев... на самом деле зона из Сталкера...
Dum spiro, spero!
Аватара пользователя
Бонч
 
Сообщения: 2124
Зарегистрирован: 13 дек 2009, 09:30
Откуда: Мурманск
Имя: Александр
Техника: Stingray 360 AOL + Suzuki DT 15

Re: История ЯНАО

Сообщение LEON HUNTER » 07 авг 2011, 23:49

Ещё
Вложения
камень памяти_thumb.jpg
паровоз3_thumb.jpg
паровоз4_thumb.jpg
газ71_thumb.jpg
корабли_thumb.jpg
кран_thumb.jpg
лаг5_thumb.jpg
шизо_thumb.jpg
Аватара пользователя
LEON HUNTER
 
Сообщения: 1191
Зарегистрирован: 13 ноя 2010, 18:28
Откуда: ЯНАО
Имя: Леонид Владимирович
Техника: Yamaha VK 540E,ВАЗ 2131,Volga Siber

Re: История ЯНАО

Сообщение LEON HUNTER » 07 авг 2011, 23:55

Тату зека 501 стройки
Вложения
тату_thumb.jpg
парзим_thumb.jpg
колючка_thumb.jpg
Аватара пользователя
LEON HUNTER
 
Сообщения: 1191
Зарегистрирован: 13 ноя 2010, 18:28
Откуда: ЯНАО
Имя: Леонид Владимирович
Техника: Yamaha VK 540E,ВАЗ 2131,Volga Siber

Re: История ЯНАО

Сообщение Mishel1 » 08 авг 2011, 12:02

:sh_ok: Да уж..... Офигеть!!!!! :ny_tik:
Mishel1
 
Сообщения: 7112
Зарегистрирован: 04 ноя 2010, 13:09
Откуда: Земля Кольская
Имя: Михаил

Re: История ЯНАО

Сообщение LEON HUNTER » 08 авг 2011, 12:18

15 мая 2007 года на полуострове Ямал (верхнее течение р. Юрибей), Юрием Вэйвовичем Худи, оленеводом Ямальского района был найден замороженный труп мамонтенка уникальной сохранности. Останки были им обнаружены случайно, во время поездки за дровами, на левом берегу Юрибея. Незадолго до этого под действием весенней оттепели от снега обнажилась песчаная береговая отмель, где и была обнаружена туша животного.
Осмотрев мамонтенка, Ю. Худи, несмотря на то, что должен был каслать с оленями, в тот же день направился в п. Новый Порт, откуда 16 мая вылетел в п. Яр-Сале и сообщил о находке председателю национальной общины «Нгрэрм» Кириллу Серотетто и директору районного музея Г. С. Зайцеву. Г. С. Зайцев немедленно отправил эту информацию в ЯНОМВК им. И.С.Шемановского и в Институт экологии растений и животных УрО РАН. Сразу после сообщения о находке туши мамонтенка 16 мая 2007 года директором Ямало-Ненецкого музейно-выставочного комплекса им. И. С. Шемановского С.Е. Гришиным были срочно предприняты действия для доставки останков мамонта в Салехард - проведены переговоры с различными организациями о финансировании экспедиции, отправлены сообщения о находке специалистам-мамонтоведам, организована экспедиция по извлечению и доставке останков мамонта в Салехард.

Экспедиция состоялась с 16 по 25 мая под руководством Андрея Васильевича Гусева, заведующего отделом археологии, этнографии и регионального искусствоведения МВК им. И. С. Шемановского. Им было обследовано место находки мамонтенка, проведены необходимые мероприятия для его транспортировки с берегов р. Юрибей. В организации экспедиции принимали участие Ямало-Ненецкий окружной музейно-выставочный комплекс им. И. С. Шемановского, администрация Ямальского района, Ямальский районный краеведческий музей, община «Нгэрм», предприниматели из поселка Мыс Каменный и Новый Порт. Финансовую помощь в этом предприятии оказала Инвестиционно-строительная компания ЯНАО.

Кроме А. В. Гусева в экспедиции приняли участие Ю. М. Худи (руководитель филиала ассоциации «Ямал Потомкам»), К. В. Сэротэтто (руководитель товарищества «Нгерм»), Г. Яптик (рабочий ГУ ЯНО МВК), А. В. Щелоков (кинооператор Ямальского информационного агентства «Яр-Сале ТВ»), Р. Р. Сафорбеков (корреспондент и ведущий радио Яр-Сале) и Ю. В. Худи (автор находки, проводник).

По карте от Салехарда до места находки около 350 км, однако, учитывая сложную транспортную схему полуострова Ямал, участникам пришлось проделать путь намного больший. С пересадками в поселках Новый Порт, Мыс Каменный участники экспедиции добирались до места находки и обратно на вертолете, вездеходе, снегоходе. Экспедиция прошла успешно, и 25 мая мамонтенок был доставлен на вертолете в Салехард, в Ямало-Ненецкий музейно-выставочный комплекс им. И.С.Шемановского, где размещен в морозильной камере с температурой -18 градусов.

Таким образом, благодаря оперативным и слаженным действиям многих людей, удалось сохранить уникальную целостность мамонтенка. Юрия Худи в недалеком будущем ожидает заслуженная награда, он получит денежную премию.(точно получил снегоход «Тайга». Прим. автора) Конечно, нам жаль, что мы не успели заснять мамонтенка на том месте, где его нашли, но, побывав в тундре, мы убедились – на Ямальском полуострове еще множество неразгаданных загадок и они ждут своих первооткрывателей.
Вложения
mesto.jpg
mamut.jpg
mamut.jpg (16.63 Кб) Просмотров: 9101
2.jpg
2.jpg (61.77 Кб) Просмотров: 9101
mamont.jpg
mamont.jpg (63.61 Кб) Просмотров: 9101
mamontenok_l.jpg
Аватара пользователя
LEON HUNTER
 
Сообщения: 1191
Зарегистрирован: 13 ноя 2010, 18:28
Откуда: ЯНАО
Имя: Леонид Владимирович
Техника: Yamaha VK 540E,ВАЗ 2131,Volga Siber

Re: История ЯНАО

Сообщение сям2 » 08 авг 2011, 22:36

Нда, освоение Севера, мать его. Хотя с другой стороны, как его еще тогда было осваивать? Народу наверное погубили.... Блин, что за страна? Почему люди всегда расходный материал в России?
А фоты впечатляют. Паровозы ни кто заводить не пытался? Или хотяб ГТСку спасти?
Аватара пользователя
сям2
 
Сообщения: 96
Зарегистрирован: 20 апр 2011, 19:25
Имя: Валерий
Техника: Рено Меган2. Прогресс 4+Тоха 25, Ворнеж+ Нептун23, Викинг 540
телефон: 89315033555

Re: История ЯНАО

Сообщение Mishel1 » 09 авг 2011, 14:14

Не зря сейчас говорят, что жизнь зарождалась с севера...... И что раньше на севере было тепло.... И постепенно все вернется на круги своя...Мамонтёнок - тому подтверждение.... :-): :co_ol:
Mishel1
 
Сообщения: 7112
Зарегистрирован: 04 ноя 2010, 13:09
Откуда: Земля Кольская
Имя: Михаил

Re: История ЯНАО

Сообщение Герман » 11 авг 2011, 14:07

У нас в музее такой же лежит...найден лет 30 назад моим знакомым, назван в честь его мамонтенок Дима. Да и по Колыме такой же ГУЛАГ только без паровозов...как и в других районах нашей необьятной... :-(
Будете у нас на Колыме...милости просим!
Аватара пользователя
Герман
 
Сообщения: 970
Зарегистрирован: 09 ноя 2010, 13:34
Откуда: Колыма
Имя: Герман
Техника: Автоснеговодомоторная.

Re: История ЯНАО

Сообщение voloha1957 » 29 апр 2012, 08:29

Да, мужики! Который раз смотрю и постоянно " балдею" от красоты природы! Остатками зон меня не удивишь, потому, как живу в Коми, в Ухтинском р-оне. У нас до конца 50-х годов был Ухталаг! Даже трассу Ухта - Тр.Печерск делали " братцы кролики"! Р-он Аэропорта был зоной № 7, далее зона Седью, потом на 33 км. трассы. Пос. Кэмдин ( Асфальтитовый Рудник) зона № 6 на 61 км. Потом на 73 км. Польский лагерь. На 78 км. лагерь № 8. На 90 - лагерь Крутая. Сидели немцы и поляки. Потом на 100 км. местечко ЦАРБ. На 110 зона Вой-Вож. Потом Нибеля 1, 2, 3. Сойва, Бадь-ель, Омра верхняя, Нижняя, потом 180 км. Тр-Печерск! Возле Ухты, на Яреге, сиденты добывали нефть шахтным способом. В пос. Водный добывалась " тяжелая" вода для первых ядреных бомб. Ну, а сколько " ...лесу и веры повалено!..." Об этом говорить не приходиться! " ...Все мы пострадавшие, а значит обрусевшие! Твои безвинно павшие, мои безвинно севшие!..." Но я не виню Сталина! По другому нельзя было нищщей России создать ядерный щит и мощную экономику! А это, в конечном счете было ради населения СССР. Страшно другое, что результаты нечеловеческих усилий, создание СССР, в 90-х годах пошли пшиком! Небольшая кучка " Мальчишей-Плохишей" присвоила все себе, наворовала и сейчас ведет народ в никуда! А на месте красивого, могучего государства общенародного, с городами-садами, Россия превращается в " Зону " , как в " Сталкере"! Так кто из правителей Тварь и Сволочь!? Отньдь не И.В.Сталин! Нынешние кормчие!
Аватара пользователя
voloha1957
 
Сообщения: 1742
Зарегистрирован: 01 окт 2011, 09:36
Откуда: Ухта,Коми
Имя: Владимир Николаевич
Дополнительная информация: романтик,оптимист
Техника: Буран640, тайга 550 патруль свт, 2 урала, 2 минских, иж, луаз, ваз 07,газ 71.

Re: История ЯНАО

Сообщение LEON HUNTER » 18 июн 2014, 23:22

phpBB [video]
Аватара пользователя
LEON HUNTER
 
Сообщения: 1191
Зарегистрирован: 13 ноя 2010, 18:28
Откуда: ЯНАО
Имя: Леонид Владимирович
Техника: Yamaha VK 540E,ВАЗ 2131,Volga Siber

Re: История ЯНАО

Сообщение Mishel1 » 21 июн 2014, 00:11

Очень познавательно. И фильм хорошо сделан, смотрится очень легко. Спасибо, Леня! :dr_ink:
Mishel1
 
Сообщения: 7112
Зарегистрирован: 04 ноя 2010, 13:09
Откуда: Земля Кольская
Имя: Михаил


Вернуться в Уральский федеральный округ

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1

  • Объявления